Москва, ул. Профсоюзная, д.65, офис 369
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Информационная система формирования и отбора инновационных предложений

17 Мая 2013 г.


Сборник «Информационные технологии в образовании, науке и производстве»


В статье описывается информационная система, позволяющая участникам инновационного процесса дистанционно готовить бизнес-предложения на основе идей, обсуждать их и выявлять наиболее перспективные.

Information system of preparing and evaluation of innovation proposals. Matokhin V.V.

In this paper the specialized information system is described as an instrument that let all innovation process participants to prepare business proposals based on their ideas and then to discuss it and point out the perspective ones.

Потребность в различных идеях всегда сопровождает деятельность организаций из-за необходимости подстраиваться к постоянно изменяющимся условиям их жизнедеятельности. И чем выше динамика и глубина происходящих или ожидаемых изменений, тем выше потребность в идеях. Но проблема в том, что далеко не все идеи в одинаковой степени конструктивны и полезны. Поэтому наряду с организацией процесса сбора идей, приходится тратить время и ресурсы на сравнение идей и выявление наиболее приемлемых. При этом, если идей небольшое количество, то их формализация и выявление значимых под силу одному человеку или небольшой команде. Но с ростом количества идей наступает такой момент, когда идей становится больше, чем возможностей их оперативно собирать и обрабатывать традиционными способами с привлечением корпуса экспертов. С этого момента ограничения по времени и затратам не позволяют эффективно организовывать масштабный процесс сбора и обработки большого количества идей.

 

Позиция «Системы 4i» в процессе формирования предложений и их последующей реализации

Рис.1. Позиция «Системы 4i» в процессе формирования предложений и их последующей реализации.

Преодолеть трудности, связанные с организацией сбора большого количества идей и их эффективной обработкой, возможно с использованием специализированных информационных систем, позволяющих всем участникам инновационного процесса дистанционно вносить идеи, формировать на их основе бизнес-предложения, обсуждать их значимость и выявлять наиболее перспективные. В качестве такого рода общедоступной Интернет-площадки выступает «Информационный инкубатор инновационных идей» («Система 4i») (рис.1).

Технологической основой «Системы 4i» является автоматизированный программный комплекс, созданный на основе Интернет технологий и обеспечивающий:

  • сбор идей с автоматической и однозначной привязкой вводимой информации к дате и конкретному пользователю;
  • самостоятельную (авторскую) оценку пользователем пригодности идеи для бизнеса, уровня обеспеченности ресурсами и рентабельности процесса реализации идеи и тиражирования результатов;
  • публикацию идеи в формате «Предложение» и проведение коллективного обсуждения значимости;
  • размещение запросов на поиск решений актуальных проблем;
  • наработку и накопление информации, необходимой  для формирования эффективных портфелей предложений, оптимизированных по уровню доходности и риску.

Сбор идей. «Система 4i» позволяет любому пользователю свободно (при желании, анонимно) вносить свои идеи в специально разработанном и неоднократно апробированном формате представления исходных данных – «Предложение». При этом, обеспечивается фиксация прав пользователя на вводимую информацию (идею, суждение и т.п.) за счет применения специальной процедуры регистрации пользователя и реализации возможности индивидуальной работы в системе с персонального виртуального рабочего стола.

Авторская оценка инвестиционной привлекательности идей. Для поддержки и повышения качества самостоятельной подготовки идеи и оценки ее инвестиционной привлекательности пользователю в «Системе 4i» предоставлены возможности:

  • ознакомления с уже опубликованными идеями других авторов;
  • самостоятельной (авторской) оценки инвестиционной привлекательности идеи в скрытом от пользователей режиме (режим инкубатора).

Ознакомление с уже опубликованными идеями позволяет автору сравнить и соотнести уровень собственной идеи с теми, которые уже опубликованы и обсуждаются другими пользователями системы, и сделать необходимые выводы при формировании предложений.

Авторская оценка инвестиционной привлекательности идеи включает в себя комплекс специально разработанных методов, позволяющих количественно оценить:

  • пригодность идеи для бизнеса;
  • реализуемость идеи с учетом наличия различных ресурсов;
  • рентабельность расходов на реализацию идеи и получение тиражируемого результата.

Пригодность идеи для бизнеса количественно отражает:

  • совместимость идеи с опытом и возможностями реализующего предприятия;
  • обоснованность идеи;
  • выгод от реализации идеи;
  • возможность эффективной охраны коммерческого потенциала идеи.

Реализуемости идеи количественно отражает уровень обеспеченности различными ресурсами проекта по реализации и внедрению идеи.

Алгоритмы оценки значений параметров «Пригодность» и «Реализуемость» подобны и обеспечивают свертку формализованных ответов автора на различные вопросы. , перечень которых гибко настраивается на специфику деятельности конкретных предприятий.

Сочетание значений параметров «Пригодность» и «Реализуемость» дает некую первичную оценку риска провала реализации и внедрения идеи.

Рентабельность отражает эффективность затрат на реализацию идеи и создание результата, тиражирование и сбыт которого обеспечивает необходимый уровень доходов. Оценка эффективности производится на основе планируемого объема инвестиций в процесс реализации идеи, себестоимость, цену и объемы тиражирования полученного результата и времени оборота средств при тиражировании.

Расчет рентабельности идей

Оценка рентабельности производится с учетом дисконтирующих коэффициентов, риска реализации идеи и модельной схемы финансирования.

Проведенная оценка рентабельности позволяет:

  • определить сбалансированный комплекс контрольных значений исходных параметров, обеспечивающих задаваемый уровень рентабельности;
  • сравнить различные идеи по эффективности инвестиционных затрат на их реализацию и тиражирование результатов.

Публикация предложений. Формируемое в режиме инкубатора предложение остается недоступным для пользователей до тех пор, пока автор не опубликует его в общедоступной части «Системы 4i». При публикации предложения «Система 4i» автоматически блокирует возможность редактирования автором сути предложения, фиксируя таким образом текст и дату публикации. Доказать права на опубликованную информацию автор может посредством редактирования любого другого раздела предложения при знании уникальных и секретных логинов и паролей, выданных ему системой при регистрации.

Оценка значимости предложений методом сетевого опроса. Оценка значимости опубликованных предложений возникает в результате обработки суждений, высказанных в процессе коллективного обсуждения. Коллективное обсуждение предполагает наличие возможности у любого пользователя выбрать и оценить любое предложение.

Отсутствие формальных ограничений, накладываемых на действия пользователей при выборе предложений и форме их обсуждения (открыто или анонимно), создает идеальные условия для получения объективных данных о значимости опубликованных предложений и проявления преимуществ «коллективного разума».

Размещение запросов. Наряду со сбором инициативных предложений «Система 4i» позволяет размещать специальные запросы на поиск решения актуальных проблем, сбор идей по которым осуществляется обособлено от общего перечня.

Формирование портфеля предложений. Результаты единообразной обработки идей позволяют использовать оптимизационные алгоритмы для формирования в пределах задаваемой инвестиционной суммы эффективных портфелей предложений.

Формирование портфеля предложений

Заключение. Можно много рассказывать о ключевой роли современных информационных систем как средств поддержки и оптимизации тех или иных бизнес-процессов. В нашем случае отметим лишь одну принципиальную особенность «Системы 4i». По сути «Система 4i» является неотъемлемым элементом инновационной инфраструктуры. А именно, «Система 4i» представляет собой встроенный в процесс коммерческой реализации идей некий виртуальный «прилавок», на который авторы самостоятельно выкладывают свои идеи в виде товара, имеющего свою «Суть», «Стоимость», «Собственника» и претендующего на «Реализацию». При этом лица, заинтересованные в реализации предложений, выступают в качестве «покупателей», осуществляющих поиск инвестиционно привлекательных идей. На этом виртуальном рынке инновационных предложений действует то же правило, что и на обычном: не все предлагаемые товары покупаются. При этом отпадает необходимость «покупателям» обосновывать свой отказ от «приобретения» (обязательного рассмотрения) каждого предложения. В результате сокращаются сроки и расходы на обработку всего практически неограниченного потока предложений и снижается уровень конфликтности между авторами и лицами, обеспечивающими отбор предложений для их последующего детального рассмотрения и реализации.

Валентин МАТОХИН,
Группа компаний «ТЕКОРА», г. Москва

Источник: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», Серпухов, 30 июня - 4 июля 2008 г. - Серпухов, 2008. - 700 с.