Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Изобретатели нового уровня

28 ноября 2024 г.


Газета «Гудок»


В конце сентября вступило в силу новое положение об организации рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД». Наша беседа с начальником отдела перспективного развития и новой техники Службы технической политики (НТП) Свердловской железной дороги Еленой Банных о том, какие изменения предстоят в этом направлении и какую роль они могут сыграть в совершенствовании производственных процессов на Свердловской магистрали.

– Елена Леонидовна, сколько сотрудников СвЖД сегодня вовлечены в рационализаторский вид производственного творчества?

– В соответствии с планом по рационализаторской деятельности, утверждённым главным инженером дороги в апреле, количество авторов, подавших в этом году свои предложения, должно составить 4409 человек, за полугодие – 3306. Это прогнозные цифры, фактически за полугодие над проектами трудились 2054 рационализатора. За первый квартал 2024 года количество поданных рацпредложений составило 2251, тогда как в 2023 году их насчитывалось 1928. В этом году внедрено или находится на завершающих этапах внедрения 2041 рацпредложение, за тот же период в прошлом году их насчитывалось 1747.

По итогам полугодия полученный экономический эффект, который подсчитывается за год с момента внедрения рацпредложения, составил 23 млн руб. В 2023 году этот показатель был 19,9 млн руб. Есть небольшой отток авторов, ранее активно подававших рацпредложения: 45 человек. Больше всего убыло в дирекции инфраструктуры – 15 человек. За ними в этом рейтинге идут изобретатели из дирекции по энергообеспечению – 14 и Свердловского центра метрологии – 10 человек. Наименьший отток зафиксирован в дирекции пассажирских обустройств: 2 человека. Рекордно большой рост числа авторов, подавших рацпредложения, отмечается за полугодие в дирекции по ремонту пути (ДРП): 368 при плане 172. За ДРП идёт дирекция тяги: при плане за полугодие 57 фактически подали заявки на рацпредложения 56 человек.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о принятом положении.

– Новое положение об организации рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» вступило в силу 26 сентября. В основе этого документа – оформление всех рационализаторских предложений через систему СУПР «4И». СУПР «4И» – это внутренний контур системы управления предложениями работников ОАО «РЖД», предназначенный для сбора и обработки предложений работников ОАО «РЖД». Эта система была введена в опытную эксплуатацию ещё в 2017 году. Так, если раньше подача заявок и их учёт велись как на бумажном носителе, так и в электронном журнале каждого предприятия, то сейчас эти процедуры выводятся на сетевой уровень и становятся обязательными для выполнения. Кроме того, при оформлении рацпредложений они становятся видимыми по внутренней корпоративной сети ОАО «РЖД» для всех, кто заинтересован познакомиться с ними.

– Какие предложения по улучшению производства не попадают в СУПР «4И»?

– В новом положении приводится перечень предложений, не являющихся рационализаторскими. В частности, это наглядные пособия, макеты, натурные образцы, обучающие стенды, окрашивание и лакирование дефектных деталей на учебной площадке. Здесь же и визуальный материал: плакаты, видеофильмы, презентации, логотипы, а также разработка конспектов, памяток, брошюр, журналов, различных дневников учёта и инструкций. Будут огорчены те, кто занимался созданием программ, электронных форм в Excel, электронных расчётов графиков, серверов и мобильных приложений. Уйдут в категорию «не рацпредложения» такие направления, как приведение оборудования и устройств в эстетический вид, система 5S, оборудование площадок для мойки, под твёрдые бытовые отходы.

– Как стимулируется творческая активность рационализаторов?

– Были и остаются сетевые и дорожные конкурсы. В частности, распоряжением Свердловской железной дороги от 1 апреля 2024 года был проведён конкурс на лучшее рационализаторское предложение. Его итоги подвели 31 мая, результаты оценивались в восьми номинациях, в том числе «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на импортозамещение» и «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение безопасности движения поездов». Перечень номинаций представляет собой широкий спектр для реализации творческих идей в самых разных профессиях. Остаются такие традиционные номинации, как «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств», «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств». В списке номинаций есть и «Лучшее техническое или технологическое решение, связанное с заботой о здоровье в рамках производственных процессов, в том числе направленное на профилактику производственного травматизма», а также «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение энергетической эффективности и снижение негативного воздействия на окружающую среду».

По итогам конкурса премирован 31 рационализатор – специалисты, инженеры, работники, руководители. Первое место заняли 13 человек, второе и третье – по девять человек. Поощрительные премии получили шесть рационализаторов. Приказом начальника Свердловской железной дороги шести работникам присвоены звания «Лучший рационализатор Свердловской железной дороги» с выплатой премии в размере 15 тыс. руб. каждому, ещё шести лучшим молодым рационализаторам Свердловской железной дороги выплачены денежные премии по 15 тыс. руб. Звание «Лучший организатор технического творчества Свердловской железной дороги» присвоено шести работникам с выплатой им денежной премии в размере 20 тыс. руб. Общая сумма поощрений составила 585 тыс. руб.

Справка:
СУПР «4И» – это система управления предложениями работников ОАО «РЖД». Она входит в состав автоматизированной системы «Информационный инкубатор инновационных идей – 4И».

Беседовал Владимир Андреев

Источник: Газета «Гудок»